Использование информационных технологий на уроках математики и информатики

  

«Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы»

А.П.Семёнов

 

Восемь лет назад,  сразу после окончания института я пришла работать в шестую школу. Сегодня я представляю опыт своей работы  по теме: «Использование информационных технологий на уроках математики и информатики».

        

ХХI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в ХХI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно.  

        

         Поэтому  возникает необходимость организации процесса обучения на основе применения современных педагогических и информационных технологий. Согласно этому и строится методическая система  моей работы.

        

Целью моей работы, как и всего нашего коллектива, является повышение качества знаний.

 

 Для этого я решаю следующие задачи:

 

·        активизировать работу по внедрению методов ИКТ в образовательный процесс;

·        систематизировать использование ИКТ в учебном процессе и внеклассной работе;

·        стимулировать и развивать навыки самостоятельной и творческой работы;

·        развивать стремление к познанию, к поисковой деятельности учащегося.

        

          В основе моего опыта работы лежат идеи дифференцированного обучения, межпредметных связей, учебно-поисковой деятельности.

Для реализации своих целей я использую технологии проблемного, развивающего, личностно-ориентированного обучения.

 

Основной формой организации учебной деятельности сегодня остается урок.

         «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции», - говорил В.Сухомлинский.

         А современный урок – это урок, демонстрирующий компьютерную грамотность учителя и ученика,  урок, дающий не просто определенный объем знаний, а дающий возможность учиться.

        

          На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности.  

Более 80 % информации человек  воспринимает и запоминает  через зрительный анализатор. Дидактические достоинства таких уроков – создание эффекта присутствия («Я это видел!»). Я заметила, что на таких уроках активизируются  восприятие, внимание, память, мышление;  у учащихся появляется желание узнать и увидеть больше.

        

         Для оптимизации образовательного процесса  я практикую в своей работе использование компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия. Мною разработаны  учебные презентации ко многим урокам математики, информатики.  Например,

- «Координатная плоскость» к уроку  алгебры в 6 классе;

- «Признаки равенства треугольников» к уроку геометрии в 7 классе;

- «Основные понятия Excel» к уроку информатики в 10 классе;

- «Основные устройства ЭВМ» для 8 класса;

- «Средняя линия треугольника» для 8 класса и другие.

 

         Использую различные  типы уроков и  внеурочных занятий: демонстрационные,  компьютерного тестирования, конструирования, урок-практикум, лаборатория, семинар, зачёт, интегрированные уроки.

         В прошлом учебном году работала в профильных социально-экономических классах, вела элективные курсы:

         -«Применение электронных таблиц в финансово-экономических расчетах»;

         -«Компьютерная графика. Графический редактор».

        

        

Для обеспечения условий восполнения и обновления знанийразрабатываю индивидуальные задания, самостоятельные работы, применяю обучающие и контролирующие программы по отдельным темам и использую следующие электронные пособия:

(не читает,  в слайде)

         - Виртуальные уроки Кирилла и Мефодия,

         - Информатика 7 – 11 класс,

         - Вычислительная математика,

         - Teach Pro Математика 7- 11,

         - Математика 1С.

Мною разработаны многочисленные дидактические материалы: карточки-информаторы, перфокарточки, игровые карточки (например, «Бегуны», «Паровозики»).

          

         Для  контроля знаний, умений и навыков учащихся использую тестирование с помощью компьютера.      

         Практически по  всем разделам математики и информатики я составила индивидуальные тесты, используя обучающие программы и программу для составления и выполняя тестов  в Eхcel.

         Вот образцы некоторых моих тестов: (на слайде)

 

         В рациональном, комплексном использовании различных средств обучения (учебников, наглядных пособий, ТСО, средств информатизации)  особую роль отвожу работе кабинета.

         В моём кабинете есть Интернет. На электронных носителях собираю и систематизирую все учебно-методические материалы к урокам и внеклассным занятиям.

         Мною разработаны игры:  «Сто к одному»,  «Кто хочет стать отличником», «Своя игра».

         Вместе с ребятами моего 10 класса, где я являюсь классным руководителем, мы постоянно обновляем сайт школы.

         Разработала несколько презентаций для бесед, лекций с родителями  на родительских собраниях.

           

         В результате,  использование информационных технологий  помогает мне   обогатить учебный процесс,  совершенствовать методику преподавания, повысить эффективность и качество уроков.

         Исчезают проблемы, связанные с успеваемостью учащихся и дисциплиной на уроке.  Формируется положительная мотивация к предметам.

          Появляется интерес к проблемам математической и компьютерной грамотности.   

         Возникает желание решать творческие задания.

         Устанавливается атмосфера товарищеских взаимоотношений и взаимовыручки.                          

          

 

         Значительных успехов добиваются не только мои учащиеся, но и я сама.

         Мои достижения:

         победитель школьного конкурса дидактических материалов

         победитель городского конкурса компьютерных презентаций

         победитель школьного конкурса «Учитель года – 2007».

 

         Я уверена в том, что учителем надо родиться, это не профессия, а состояние души. А вот опыт приходит с годами.

 

         Учительская профессия одна из немногих, которая не терпит застоя, однообразия, бездеятельности. «То, что мы делаем, меняет нас больше, чем то, что делают с нами».

                   (М.П.Гилман)