Использование информационных технологий на уроках математики и информатики
«Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы»
А.П.Семёнов
Восемь лет назад, сразу после окончания института я пришла работать в шестую школу. Сегодня я представляю опыт своей работы по теме: «Использование информационных технологий на уроках математики и информатики».
ХХI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в ХХI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно.
Поэтому возникает необходимость организации процесса обучения на основе применения современных педагогических и информационных технологий. Согласно этому и строится методическая система моей работы.
Целью моей работы, как и всего нашего коллектива, является повышение качества знаний.
Для этого я решаю следующие задачи:
· активизировать работу по внедрению методов ИКТ в образовательный процесс;
· систематизировать использование ИКТ в учебном процессе и внеклассной работе;
· стимулировать и развивать навыки самостоятельной и творческой работы;
· развивать стремление к познанию, к поисковой деятельности учащегося.
В основе моего опыта работы лежат идеи дифференцированного обучения, межпредметных связей, учебно-поисковой деятельности.
Для реализации своих целей я использую технологии проблемного, развивающего, личностно-ориентированного обучения.
Основной формой организации учебной деятельности сегодня остается урок.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции», - говорил В.Сухомлинский.
А современный урок – это урок, демонстрирующий компьютерную грамотность учителя и ученика, урок, дающий не просто определенный объем знаний, а дающий возможность учиться.
На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности.
Более 80 % информации человек воспринимает и запоминает через зрительный анализатор. Дидактические достоинства таких уроков – создание эффекта присутствия («Я это видел!»). Я заметила, что на таких уроках активизируются восприятие, внимание, память, мышление; у учащихся появляется желание узнать и увидеть больше.
Для оптимизации образовательного процесса я практикую в своей работе использование компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия. Мною разработаны учебные презентации ко многим урокам математики, информатики. Например,
- «Координатная плоскость» к уроку алгебры в 6 классе;
- «Признаки равенства треугольников» к уроку геометрии в 7 классе;
- «Основные понятия Excel» к уроку информатики в 10 классе;
- «Основные устройства ЭВМ» для 8 класса;
- «Средняя линия треугольника» для 8 класса и другие.
Использую различные типы уроков и внеурочных занятий: демонстрационные, компьютерного тестирования, конструирования, урок-практикум, лаборатория, семинар, зачёт, интегрированные уроки.
В прошлом учебном году работала в профильных социально-экономических классах, вела элективные курсы:
-«Применение электронных таблиц в финансово-экономических расчетах»;
-«Компьютерная графика. Графический редактор».
Для обеспечения условий восполнения и обновления знанийразрабатываю индивидуальные задания, самостоятельные работы, применяю обучающие и контролирующие программы по отдельным темам и использую следующие электронные пособия:
(не читает, в слайде)
- Виртуальные уроки Кирилла и Мефодия,
- Информатика 7 – 11 класс,
- Вычислительная математика,
- Teach Pro Математика 7- 11,
- Математика 1С.
Мною разработаны многочисленные дидактические материалы: карточки-информаторы, перфокарточки, игровые карточки (например, «Бегуны», «Паровозики»).
Для контроля знаний, умений и навыков учащихся использую тестирование с помощью компьютера.
Практически по всем разделам математики и информатики я составила индивидуальные тесты, используя обучающие программы и программу для составления и выполняя тестов в Eхcel.
Вот образцы некоторых моих тестов: (на слайде)
В рациональном, комплексном использовании различных средств обучения (учебников, наглядных пособий, ТСО, средств информатизации) особую роль отвожу работе кабинета.
В моём кабинете есть Интернет. На электронных носителях собираю и систематизирую все учебно-методические материалы к урокам и внеклассным занятиям.
Мною разработаны игры: «Сто к одному», «Кто хочет стать отличником», «Своя игра».
Вместе с ребятами моего 10 класса, где я являюсь классным руководителем, мы постоянно обновляем сайт школы.
Разработала несколько презентаций для бесед, лекций с родителями на родительских собраниях.
В результате, использование информационных технологий помогает мне обогатить учебный процесс, совершенствовать методику преподавания, повысить эффективность и качество уроков.
Исчезают проблемы, связанные с успеваемостью учащихся и дисциплиной на уроке. Формируется положительная мотивация к предметам.
Появляется интерес к проблемам математической и компьютерной грамотности.
Возникает желание решать творческие задания.
Устанавливается атмосфера товарищеских взаимоотношений и взаимовыручки.
Значительных успехов добиваются не только мои учащиеся, но и я сама.
Мои достижения:
победитель школьного конкурса дидактических материалов
победитель городского конкурса компьютерных презентаций
победитель школьного конкурса «Учитель года – 2007».
Я уверена в том, что учителем надо родиться, это не профессия, а состояние души. А вот опыт приходит с годами.
Учительская профессия одна из немногих, которая не терпит застоя, однообразия, бездеятельности. «То, что мы делаем, меняет нас больше, чем то, что делают с нами».
(М.П.Гилман)