Урок геометрии по теме: «Средняя линия треугольника»
Цели:
Образовательные:
§ вместе с учащимися «открыть» и доказать свойства средней линии треугольника, научить применять эти свойства при решении задач;
§ содействовать формированию прочных знаний через самостоятельную деятельность;
§ способствовать формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности.
Развивающие:
§ способствовать развитию навыков самостоятельной работы, самоконтроля, самооценки, коммуникабельности, креативности, умению анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное.
Воспитательные:
§ способствовать формированию навыков умственного труда, активной жизненной позиции, опыта правильного поведения и общения.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: интерактивная доска, персональные компьютеры, технологические карты урока, треугольники, разноуровневые самостоятельные работы.
Ход урока
1. Организационный момент Здравствуйте, ребята! Меня зовут О.Ю., я учитель математики и информатики школы №6. Сегодня я проведу у вас урок геометрии. А пришла я на урок вот с таким настроением (изображение солнца)! А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи. Покажите, какое у вас настроение. Я рада, что у большинства из вас тоже прекрасное настроение.
|
2. Изучение нового материала Тема нашего сегодняшнего урока «Средняя линия треугольника». Сегодня на уроке мы узнаем, что такое средняя линия треугольника,определим вместе с вами её свойства и научимся их применять. Ребята, а как вы представляете себе среднюю линию треугольника? Возьмите треугольники, которые лежат у вас на столах и без линейки, проведите среднюю линию треугольника.
Покажите, что у вас получилось.
Я вижу, что большинство из вас догадались, что это такое, молодцы. А кто начертил неверно, им мы сегодня поможем.
Возьмите технологическую карту урока, которая лежит перед вами и на рисунке 1выполните построения: 1) Найдите середину стороны АВ – отметьте точку М 2) Найдите середину ВС – отметьте точку N 3) Проведите отрезок MN
Только что, вы, построили среднюю линию треугольника АВС.
Ребята, а кто сможет дать определение средней линии? Средней линией треугольника называют отрезок, соединяющий середины двух сторон треугольника.
Давайте закончим фразу, которая записана в ваших листах: Если МN – средняя линия, то …. · Можно ли построить ещё одну среднюю линию в треугольнике АВС. · Что для этого нужно сделать? · Можно ли построить третью среднюю линию? А четвёртую? · Сколько средних линий можно провести в треугольнике? Проблемный вопрос: Ребята давайте попробуем решить такую задачу: Дан треугольник АВС, все средние линии. Найти периметр треугольника АВС. Кто знает, как решить эту задачу? А почему? (Молодец, ты знаешь эту теорему, а нам с ней предстоит познакомиться) Эта задача решается очень просто с помощью свойств средней линии (Эта задача может быть решена с помощью подобных треугольников, но ещё проще её можно решить, зная свойство средней линии треугольника) Их изучением мы сейчас и займёмся. Для этого я предлагаю выполнить следующую работу: На рисунке 2 карты урока, построен треугольник АВС (у каждого разные) и проведена средняя линия EF. 1) Измерьте длину средней линии EF и стороны АВ и сделайте вывод. Итак, у вас получилось что средняя линия треугольника EF в два раза меньше стороны АВ. Посмотрите внимательно на чертёж, каково взаимное расположениесредней линии и стороны? Хорошо, мы с вами с помощью измерений определили, что средняя линия треугольника равна половине стороны и предположили, что параллельна одной из его сторон Но давайте прочтём высказывание великого итальянского учёного и художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Саша, прочти «Никакое человеческое исследование не может быть названо истиной, ели оно не проходит через математические доказательства». Потому и мы докажем теорему: Средняя линия треугольника параллельна одной из его сторон и равна половине этой стороны. Дополните чертёж: Отметим, что MN – средняя линия Запишем, что дано: Дан треугольник АВС, МN – средняя линия Доказательство: Чтобы доказать, что MN!!AC, MN=1/2AC необходимо рассмотреть треугольники BMN и ABC. Как вы думаете, какие это треугольники? Почему? Сравните отрезок ВМ и ВА, BN и BC. Итак: , значит треугольники ВMN и ВАС … По какому признаку подобия? Сформулируйте его. По определению подобных треугольников. Ребята, а что значит, что треугольники подобны? Два треугольника называются подобными, если их углы соответственно равны и стороны одного треугольника пропорциональны сходственным сторонам другого. Угол 1 равен углу 2, что отсюда следует? Посмотрите на прямые MN и АС они пересечены секущей АВ. Как называются эти углы? Итак, соответственные углы 1 и 2 равны, значит … Из равенства: . Итак, мы с вами доказали, что средняя линия треугольника параллельна одной из его сторон и равна половине этой стороны
|
3. Закрепление А теперь я предлагаю вам решить устно 3 задачи. Есть ли желающие решить 1 задачу? ….. 3 задача – Обратите внимание, эта та задача, которая вызвала у вас затруднение в начале урока. Попробуйте решить её сейчас. Итак, зная определение и свойства средней линии треугольника, мы смогли найти: Среднюю линию треугольника; Стороны треугольника; Периметр треугольник
|
Примените ваши знания к решению задачи 1, в технологической карте урока: Диагональ квадрата равна 26см. Найдите периметр четырёхугольника, вершинами которого являются середины сторон квадрата. Решение: Будем устно поговаривать условия, а решения записывать. А, что представляет из себя MNPK? (квадрат) К следующему уроку подумайте, почему? Ответ: |
Предлагаю вам выполнить самостоятельную работу: Переверните карту урока. Предлагаю вам 4 задачи разного уровня сложности. Решите хотя бы одну из данных задач. На решение задач даю вам 5 минут. Маша и Петя, я предлагаю вам поработать с компьютером. |
Проверьте свои работы по образцу. Ребята, кто решил правильно хотя бы одну задачу, поднимите руки. Свою оценку, вы, узнаете на следующем уроке, когда я проверю ваши работы Машу и Петю компьютер оценил на … |
Домашнее задание: Записано в технологических картах: Вам нужно выучить теорему; выполнить номер 566 (аналогичные задачи, мы решали в классе); задача №1 ТК (доказать, что MNPK – квадрат). И хотелось, бы, что бы кто нибудь из вас нашёл другое доказательство доказанной сегодня теоремы. |
4. Итог Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с понятием средней линии и её свойством. Ребята любое математическое понятие находит своё отражение в реальной жизни. Возьмите равносторонний треугольник, который лежит перед вами, в каждом из них проведены все средние линии. Согните их по средним линиям. Покажите, какие фигуры у вас получились. (показывают свои работы) все работы Вот так и в жизни средняя линия используется в чертежах конструкторов и архитекторов, которые воплощают свои замыслы в такие прекрасные сооружения, как … |
Вот и подошёл к концу наш урок и в конце урока я хочу познакомить вас с одной притчей про строительство храма:
«Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делаешь целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?». И тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма».
Ребята, давайте мы тоже попробуем с вами оценить свою работу за урок.
Кто работал так, как первый человек (т.е. без удовольствия) – оставьте мне тучу. Кто работал как второй человек(т.е. добросовестно) – солнце за тучей. А кто работал как третий человек (т.е. с удовольствием, творчески) – солнце.
Ребята спасибо вам за прекрасную работу и спасибо вам Альбина Михайловна за хороших детей! Вы все сегодня хорошо потрудились и мне было очень приятно с вами работать! Оставьте свои Самостоятельные работы, чтобы я могла вас оценить. |